Факт о Нидерландах # 69: Когда-то единственным междугородним транспортом в Нидерландах были речные конки

© HOLLAND-TODAY.RU

Знали ли вы, что в XVII веке единственным видом междугородного общественного транспорта в Нидерландах были речные конки, двигающиеся по треквартам – каналам с помощью конной тяги?
Это действительно так. Система каналов-треквартов в Нидерландах имела основные признаки общественного транспорта: регулярные маршруты, следование расписанию, фиксированная плата за проезд. Другие виды общественного транспорта, обладающие этими признаками (омнибус, железная дорога, конка), появились значительно позже – лишь двести лет спустя.
Трекварт (Trekvaart) — тип судоходных каналов, появившийся в Нидерландах в XVII веке. Название происходит от слов trekken (тянуть, тащить) и vaart (судоходный путь, канал). Для перемещения судов использовались конная тяга — лошади тянули баржи, идя с бечевой вдоль берега. Такой способ перемещения делал судоходство по каналам независимым от ветра, что позволяло организовать регулярное сообщение по расписанию. Баржи, использовавшиеся на этих каналах, назывались трексхёйт (trekschuit, от schuit — баржа). Баржи использовались для перевозок грузов, почты и пассажиров.
В 1631—1634 годах был построен первый канал, специально предназначенный для регулярных перевозок. Он соединил Амстердам и Харлем. Баржи отправлялись по расписанию каждый час между закрытием и открытием городских ворот. Летом проездная плата составляла три стёйвера с пассажира, зимой проезд стоил дороже
Первоначально каналы в Нидерландах строились между отдельными городами, но постепенно эти отдельные каналы соединялись между собой. Таким образом к концу XVII века в Нидерландах сложилось несколько сетей каналов-треквартов. Самыми обширными и разветвлёнными были сети на Юго-западе (большей частью на территории нынешних провинций Северная Голландия, Южная Голландия и Утрехт, города Роттердам, Делфт, Гаага, Лейден, Гауда, Утрехт, Амстердам, Харлем, Алкмар и другие) и северо-востоке (на территории нынешних провинций Фрисландия и Гронинген, города Харлинген, Леуварден, Доккум, Гронинген, Делфзейл и другие).

Литография “Вид на гостиницу и Пау-Гарден”. Автор: Matthijs Pool

Стоит отметить, что каналы строились по инициативе городов, роль центрального правительства была невысокой.
Каналы-трекварты оставались важнейшим видом транспорта Нидерландов вплоть до появления железных дорог. Эта исключительная роль водных путей хорошо видна в сравнении с соседними странами. Если в конце XVIII века протяжённость сети мощёных шоссейных дорог Австрийских Нидерландов (нынешней Бельгии) составляла 2850 км, то в 1800 году в тогдашних Нидерландах было всего 200 км мощёных дорог.
Каналы-трекварты утратили свою роль только после появления железных дорог. Тем не менее, баржи-трексхёты продолжали использоваться для пассажирских перевозок до конца XIX века. Например, пассажирская баржа Амстердам-Харлем продолжала курсировать до 1883 года, хотя ещё в 1839 году эти два города связала железная дорога (первая железнодорожная линия Нидерландов).

PS. Мы не беремся утверждать истину в публикации некоторых подобных фактов о Нидерландах, почти все они носят характер субъективного мнения и оценочного суждения, построенного на многолетних наблюдениях тысяч людей, за исключением, пожалуй, очевидных вещей, оспаривать которые не только бесполезно, но и глупо.

______________
Спасибо, что Вы дочитали подготовленный нами материал до конца. Мы очень старались! Если наш проект оказался для Вас полезным и Вам нравится наша работа, Вы можете нас отблагодарить и оказать нам посильную помощь в системе PAYPAL, отправив приемлемую для вас сумму. Мы с радостью примем Вашу благодарность!
PS Присоединяйтесь к нам на Facebook, подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте нас в Instagram. И обязательно подпишитесь на нас в Google News.